Воспитание ребенка — дошкольника в игре

С чего же начать воспитание ребенка? Конечно же с первых дней его жизни с любви, ласки и заботы и чуть погодя — с игры! Уже с двухмесячного возраста, когда малыш осознанно следит за игрушкой, улыбается маме — вот тогда-то и стоит начать с ним играть: сначала это вербальные игры: пестушки и потешки с «потягушками» и легким массажем, затем, с ростом и «взрослением» ребеночка подключаются действия с предметами: погремушками, мягкими игрушками, мобилями. Конечно роль того, кто играет с малышом — чаще всего это мама — велика! Мама вкладывает в ручку младенца погремушку и учит его потрясывать ручкой, чтобы добиться звучания, мама качает неваляшку, мама показывает, как собирать пирамидку, как строить башню из кубиков и многое-многое другое! Мама учит!

В раннем возрасте, от года и до трех лет подключаются сенсорные игрушки с помощью которых ребенок узнает цвет, форму, величину. А дальше начинается сюжетно-ролевая игра — важный момент в развитии ребенка. Сюжетно-ролевая игра — это королева игр. Это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Эта ситуация складывается из сюжета, который вы придумаете сначала и будете развивать по ходу игры и ролей, которые могут меняться по ходу действия: то вы соседка, зашедшая на минуточку за солью, то продавщица в магазине, если это папа — он может быть работником автозаправки, полицейским и т д.

Сюжет игры — это ряд событий, которые проигрываются детьми: «мама»с «дочкой» пошли гулять, зашли в магазин, зашли в парикмахерскую, пришли домой, стали готовить обед, а завтра у дочки день рождения — дети очень часто играют в день рождения: накрывают на стол, приглашают гостей и т д. Вот здесь-то взрослый, взявший на себя роль гостя, может показать, как правильно себя вести за столом, как пользоваться ножом и вилкой и много-много всего. Если эта игра «в магазин» — можно научить дочку или сына правильно общаться с продавцом, с другими покупателями, научить быть вежливым.

Ни с того, ни с сего ребенок не начнет играть в сюжетно-ролевую игру. В садике этому учат воспитатели, ну а дома — старшие члены семьи.

Очень часто малышок, начинающий ходить в детский сад, после нескольких дней посещения отказывается с криками и истерикой ходить туда, в этой ситуации на помощь может прийти сюжетно-ролевая игра «в детский сад». Как будто любимая игрушка ребенка пошла в садик, как ей там весело и здорово, какие там интересные занятия, какая веселая прогулка, какие красивые и мягкие кроватки и т д . Конечно, эта работа не одного дня и не только этот метод приведет вас к полной адаптации к детскому саду, но игра в «садик» один из отличных вариантов. Самое главное: будьте искренни, эмоциональны и терпеливы.

Роль является основным звеном сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Ему хочется быть взрослым, делать «взрослые» вещи. А где он может быстро стать «взрослым»? Конечно в игре, примеряя на себя роль взрослого. Наличие роли означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок правильным образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Игра ребенка очень богата эмоциями. Девочка действительно любит свою дочку-куклу, мальчик действительно переживает за друзей, оставшихся «на оторвавшейся льдине» и стремиться как можно скорее помочь им. Многократное повторение действий взрослых: пожарных, врачей, поваров, летчиков, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно -ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша, развивается воображение, творчество, речь, происходит становление личности.

Игра может помочь решить какие-то проблемные ситуации: например, когда у малыша во дворе дети всё отбирают, мама может проиграть эту ситуацию вдвоем с ребенком игрушками. Робкому и стеснительному на людях ребенку раскрыть таланты может помочь игра в «Театр».

Не забывайте, игра — ведущий вид деятельности дошкольника, это то время, когда ребенок должен наиграться, не злоупотребляйте учебой в это время, пройдет совсем немного времени и уже учебная деятельность будет ведущей.