Ваш малыш подрос и уже многое умеет делать сам. Конечно, вас интересует — правильно ли развивается ребенок, умеет ли делать всё то, что ему положено в этом возрасте, как развита его речь, достаточно ли он знает названий цветов, не много ли капризничает, может быть, ему уже пора давать нож и вилку за обедом?
Попробуем разобраться.
Для начала: по данным ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) средние параметры двухлетних детей таковы:
рост мальчиков в пределах 81,7 – 93,9 см., вес 9,7 – 15,3 кг.,
рост девочек в пределах 80,0 – 92,9 см., вес 9,0 – 14,8 кг.
А теперь собственно развитие ребенка:
познавательное развитие ребенка в 2 года движется вперед семимильными шагами. Малышу надо всё и вся, везде поучаствовать, всем помочь. Его мозг жаждет знаний и с удовольствием их впитывает. Вот примерный и далеко неполный перечень умений и знаний двухлетнего ребенка. Конечно, он варьируется от индивидуальных особенностей малыша, от наличия развивающих игрушек и развивающих занятий – и это совсем не обязательно должны быть походы в детские развивающие центры, мама вполне может заменить любого педагога – главное желание! И самодельные игрушки типа «Шнуровки», «Вкладыши», картонные сказочные персонажи могут быть интереснее малышу, чем дорогостоящие покупные.
Итак, ваш двухлетний непоседа:
— знает три-четыре цвета, по просьбе взрослого может назвать примеры. Например, огурец – зеленый, помидор – красный;
— соберет пирамидку по убыванию размера из пяти колец;
— ориентируется в величинах в пределах трех предметов. Этот мяч — большой, этот – поменьше, а этот самый маленький. Или соберет матрешку из трех штук;
— после показа правильно использует коробку-вкладыши, т.е. соотносит плоскостное изображение с объемным;
— может нарисовать на бумаге различные линии, в том числе округлые, не выходя за пределы листа;
— по ощущениям может сказать какой предмет: теплый, холодный, лёгкий, тяжелый и т.д.
В социально-эмоциональном развитии двухлетних детей также происходят значительные перемены. Ребенок больше общается с окружающими его людьми, накапливает социальный опыт общения, учится контактировать, уступать, проявлять терпимость. Но в этом возрасте он еще «эгоистичен», импульсивен, не может понять желания других людей и не умеет управлять своими эмоциями.
Конечно, все современные родители наверняка слышали про «кризис трехлетнего возраста» и, наверняка, как только ребенок устраивает первую истерику думают: неужели началось? Так рано?
Да, возможно, это проявления как раз этого периода: ребенок подрос и начинает прощупывать границы дозволенного и безопасного.
Каков же он, двухлетний ребенок? Как проявляет свои эмоции?
— если ребенок здоров – он активен, у него высок познавательный интерес, и, как правило, положительное настроение;
— он проявляет положительные эмоции в общении с близкими;
— заинтересованно смотрит мультфильмы, передачи с маленькими детьми, животными;
— малыш понимает слова «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо»;
— сопереживает плачущему человеку;
— ему нравятся детские песенки, фольклор, подвижные игры, сопровождающиеся словами, стихами, песенками.
Если что-то ребенку не нравится:
— он может плакать при уходе мамы, испуге, обиде;
— при грубом обращении, окрике может быть упрям, непослушен, отказаться от общения;
— ребенок может отказаться от общения с незнакомым, прятаться за спину, заплакать;
— для привлечения внимания родителя малыш может капризничать, плакать, кричать, упрямиться, настаивать на своем.
Постарайтесь внимательно относиться к переменам настроения малыша, выяснить причину возможных капризов и истерик и свести их к минимуму. Об этом я рассказывала тут.
А что же происходит с речью?
Речевое развитие ребенка 2 лет – это в первую очередь накопление пассивного словаря и использование знакомых слов в активной речи. Взрослые должны следить за своей речью, обращаясь к малышу, не «сюсюкайте», этим вы тормозите его речевое развитие. Говорите нормально, доброжелательно, используйте «вежливые» слова. При чтении или рассказывании сказки будьте эмоциональны, ведь волк и мышка «разговаривают» совершенно по-разному.
Здоровый, активный ребенок к 2 годам обычно:
— понимает обращенную речь, выполняет просьбы;
— понимает небольшой рассказ, сказку, отвечает на вопросы по прочитанному;
— использует в активной речи до 300 слов;
— пользуется предложениями, состоящими из 2-3 слов;
— договаривает четверостишья знакомых стихов, подпевает песенки;
— называет предметы, изображенные на картинках;
— часто называет себя в третьем лице;
— начинает употреблять в речи предлоги, прилагательные, местоимения.
Не забывайте, игра – это ведущий вид деятельности дошкольника, поэтому очень важно учить ребенка играть. А как? Играть с малышом! Играть в разные игры: дидактические, настольно-печатные, подвижные, сюжетные.
В игре 2-х летний ребенок как правило:
— еще не может взять на себя роль;
— играет преимущественно не «вместе», а «рядом»;
— может выполнять разные простые постройки из кубиков: заборчик, дорогу, стол;
— может произвести несколько последовательных, игровых действий при наличии необходимых игрушек: покормить куклу, если рядом будет посудка, положит спать, если будет кроватка, покатает в коляске, если будет коляска;
— использует предметы-заместители: небольшое кольцо – руль автомобиля;
— некоторое время может играть самостоятельно.
— его игра – это пока сюжетно-отобразительные действия, он повторяет то, что делает взрослый.
В бытовом плане с «двухлетками» становится проще. Их действия более координированы, руки сильнее, желаний помочь больше. Вы можете доверить своему маленькому помощнику разложить приборы на столе, подать салфетки, протереть влажной тряпочкой пыль.
Для многих родителей в этом возрасте становится проблемой заставить ребенка убрать за собой игрушки. Понятное дело! Это вы видите проблему в разбросанных игрушках, малыш пока этого не видит. Поэтому учим собирать игрушки в игре: машинки едут в гараж спать, кубики – это грибочки, которые надо собрать в корзинку и т. д. И постарайтесь разделить уборку на части: сначала мячики отвезем на машинке в коробку, потом карандаши поставим в стаканчик. А если вы наденете на руку игрушку (как для кукольного театра) и будете говорить от её имени, ребенку будет гораздо интереснее наводить порядок: а ну-ка, кто быстрее соберет книжки: Полиночка или Хрюшка?
К 2-ум годам:
— ребенок начинает самостоятельно одеваться: носки, штанишки, шапочку; может снять названые вещи;
— может кушать аккуратно;
— умывается, моет руки, с помощью взрослого вытирается.
— может пользоваться носовым платком;
— при надобности пользуется горшком.
Растет ваш малыш, взрослеет, но все-таки, он еще маленький ребенок. Ему необходимы ваша забота, ласка, ваши крепкие, добрые руки. И помните: родители – это пример для подражания. Удачи!