Развитие ребенка в 2 года

Ваш малыш подрос и уже многое умеет делать сам.  Конечно, вас интересует — правильно ли развивается  ребенок, умеет ли делать всё то, что ему положено в этом возрасте, как развита его речь, достаточно ли он знает названий цветов, не много ли капризничает, может быть, ему уже пора давать нож и вилку за обедом?

развитие ребенка в 2 года

Попробуем разобраться.

Для начала: по данным ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) средние параметры двухлетних детей таковы:

рост  мальчиков в пределах 81,7 – 93,9 см., вес 9,7 – 15,3 кг.,

рост девочек в пределах 80,0 – 92,9 см., вес 9,0 – 14,8 кг.

А теперь собственно развитие ребенка:

познавательное развитие ребенка в 2 года движется вперед семимильными шагами. Малышу надо всё и вся, везде поучаствовать, всем помочь. Его мозг жаждет знаний и с удовольствием их впитывает. Вот примерный и далеко неполный перечень умений и знаний двухлетнего ребенка. Конечно, он варьируется от индивидуальных особенностей малыша, от наличия развивающих игрушек и развивающих занятий – и это совсем не обязательно должны быть походы в детские развивающие центры, мама вполне может заменить любого педагога – главное желание! И самодельные игрушки типа «Шнуровки», «Вкладыши», картонные сказочные персонажи могут быть интереснее малышу, чем дорогостоящие покупные.

Итак, ваш двухлетний непоседа:

— знает три-четыре цвета, по просьбе взрослого может назвать примеры. Например, огурец – зеленый, помидор – красный;

— соберет пирамидку по убыванию размера из пяти колец;

— ориентируется в величинах в пределах трех предметов. Этот мяч — большой, этот – поменьше, а этот самый  маленький. Или соберет матрешку из трех штук;

— после показа правильно использует коробку-вкладыши, т.е. соотносит плоскостное изображение с объемным;

— может нарисовать на бумаге различные линии, в том числе округлые,  не выходя за пределы листа;

—  по ощущениям может сказать какой предмет: теплый, холодный, лёгкий, тяжелый и т.д.

В социально-эмоциональном развитии двухлетних детей также происходят значительные перемены. Ребенок больше общается с окружающими его людьми, накапливает социальный опыт общения, учится контактировать, уступать, проявлять терпимость. Но в этом возрасте он еще  «эгоистичен»,  импульсивен, не может понять желания других людей и не умеет управлять своими эмоциями.

Конечно, все современные родители наверняка слышали про «кризис трехлетнего возраста» и, наверняка, как только ребенок устраивает первую истерику думают: неужели началось? Так рано?

Да, возможно, это проявления как раз этого периода: ребенок подрос и начинает прощупывать границы дозволенного и безопасного.

Каков же он, двухлетний ребенок? Как проявляет свои эмоции?

— если ребенок здоров – он активен, у него высок познавательный интерес, и, как правило, положительное настроение;

— он проявляет положительные эмоции в общении с близкими;

— заинтересованно смотрит мультфильмы, передачи с маленькими детьми, животными;

— малыш понимает слова «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо»;

— сопереживает плачущему человеку;

— ему нравятся детские песенки, фольклор, подвижные игры, сопровождающиеся словами, стихами, песенками.

Если что-то ребенку не нравится:

— он может плакать при уходе мамы, испуге, обиде;

— при грубом обращении, окрике может быть упрям, непослушен, отказаться от общения;

— ребенок может отказаться от общения с незнакомым, прятаться за спину, заплакать;

— для привлечения внимания родителя малыш может капризничать, плакать, кричать, упрямиться, настаивать на своем.

Постарайтесь внимательно относиться к переменам настроения малыша, выяснить причину возможных капризов и истерик и свести их к минимуму. Об этом я рассказывала тут.

А что же происходит с речью?

Речевое развитие ребенка 2 лет – это в первую очередь накопление пассивного словаря и использование знакомых слов в активной речи. Взрослые должны следить за своей речью, обращаясь к малышу, не «сюсюкайте», этим вы тормозите его  речевое развитие. Говорите нормально, доброжелательно, используйте «вежливые» слова. При чтении или рассказывании сказки будьте эмоциональны, ведь волк и мышка «разговаривают» совершенно по-разному.

Здоровый, активный ребенок к 2 годам обычно:

— понимает обращенную речь, выполняет просьбы;

— понимает небольшой рассказ, сказку, отвечает на вопросы по прочитанному;

— использует в активной речи до 300 слов;

— пользуется предложениями, состоящими из 2-3 слов;

— договаривает четверостишья знакомых стихов, подпевает песенки;

— называет предметы, изображенные на картинках;

— часто называет себя в третьем лице;

— начинает употреблять в речи предлоги, прилагательные, местоимения.

Не забывайте, игра – это ведущий вид деятельности дошкольника, поэтому очень важно учить ребенка играть. А как? Играть с малышом! Играть в разные игры: дидактические, настольно-печатные, подвижные, сюжетные.

В игре 2-х летний ребенок как правило:

— еще не может взять на себя роль;

— играет преимущественно не «вместе», а «рядом»;

— может выполнять разные простые постройки из кубиков: заборчик, дорогу, стол;

— может произвести несколько последовательных, игровых действий при наличии необходимых игрушек: покормить куклу, если рядом будет посудка, положит спать, если будет кроватка, покатает в коляске, если будет коляска;

— использует предметы-заместители: небольшое кольцо – руль автомобиля;

— некоторое время может играть самостоятельно.

— его игра – это пока сюжетно-отобразительные действия, он повторяет то, что делает взрослый.

В бытовом плане с «двухлетками» становится проще.  Их действия более координированы, руки сильнее, желаний помочь больше. Вы можете доверить своему маленькому помощнику разложить приборы на столе, подать салфетки, протереть влажной тряпочкой пыль.развитие ребенка в 2 года

Для многих родителей в этом возрасте становится проблемой заставить ребенка убрать за собой игрушки. Понятное дело! Это вы видите проблему в разбросанных игрушках, малыш пока этого не видит. Поэтому учим собирать игрушки в игре: машинки едут в гараж спать, кубики – это грибочки, которые надо собрать в корзинку и т. д. И постарайтесь разделить уборку на части: сначала мячики отвезем на машинке в коробку, потом карандаши поставим в стаканчик. А если вы наденете на руку игрушку (как для кукольного театра) и будете говорить от её имени, ребенку будет гораздо интереснее наводить порядок: а ну-ка, кто быстрее соберет книжки: Полиночка или Хрюшка?

К 2-ум годам:

— ребенок начинает самостоятельно одеваться: носки, штанишки, шапочку;  может снять названые вещи;

— может кушать аккуратно;

— умывается, моет руки, с помощью взрослого вытирается.

— может пользоваться носовым платком;

— при надобности пользуется горшком.

Растет ваш малыш, взрослеет, но все-таки, он еще маленький ребенок. Ему необходимы ваша забота, ласка, ваши крепкие, добрые руки. И помните: родители – это пример для подражания. Удачи!